Финансовый и налоговый Due Diligence

Финансовый Due Diligence – это подробный финансовый анализ, который дает заключение о текущем финансовом состоянии исследуемого предприятия и его способности генерировать прибыль в ближайшем будущем. В процессе due diligence анализируются структура активов и пассивов предприятия, его доходы и расходы, дебиторская и кредиторская задолженность, банковские займы, система финансового контроля и планирования, полнота управленческой информации и качество отчетности. Как правило, due diligence также выявляет необычные и несвойственные бизнесу операции, анализирует внутригрупповые обороты и их влияние на финансовые результаты деятельности компании. Особое внимание при проведении due diligence уделяется анализу денежных потоков и ликвидности текущих операций, а также факторов, способных их усилить или ослабить в ближайшей перспективе. Как правило, работы due diligence охватывают исторический период до 3-х последних отчетных лет; горизонт прогноза охватывает период до 2-х лет. Планы менеджмента относительно общих перспектив бизнеса, объемов продаж и прибыльности также анализируются в контексте существующих (текущих) показателей.


В коммерческой практике различают три вида финансового due diligence. Первый, и наиболее распространенный – это buy side due diligence, или анализ бизнеса покупателем в целях возможного приобретения. Основное внимание в анализе уделяется наличию реальных активов, устойчивости рыночной позиции, текущей ликвидности, качеству прибыли и обоснованности операционных прогнозов менеджмента. Vendor due diligence или анализ, инициированный владельцем бизнеса как потенциальным продавцом, представляет собой второй вид due diligence. В данном случае, области анализа остаются такими же, однако целью является продажа бизнеса, а не его покупка. Разновидностью является подготовка к первичному публичному размещению (IPO) и сопутствующее проведение международного аудита). Третий вид, M&A due diligence (анализ бизнеса при слияниях и поглощениях), в дополнение к уже отмеченным выше общим чертам, обладает определенной спецификой. Например, проводится анализ операционной и стратегической совместимости объединяемых компаний; подтверждается синергия от слияния / поглощения по клиентской базе, издержкам и ассортименту выпускаемой продукции (услуг); определяется оптимальная структура и система управления укрупненным бизнесом. Как показывает практика, участие независимого эксперта при проведении любого из трех видов due diligence является критически важным и в значительной степени неизбежным ввиду необходимости обеспечить баланс интересов сторон и укрепить доверие для успешной реализации сделки.


Due diligence заемщиков представляет собой анализ финансовой отчетности, текущего финансового состояния и платежеспособности предприятия по заказу кредитующего банка. Без сомнения, ничто не может заменить кредитный анализ заемщиков, проводимый самими банками – и такой анализ, как правило, проводится весьма качественно на стадиях выдачи кредита и последующего мониторинга займа. В дополнение к такому анализу, работы due diligence, проводимые независимой аудиторской компанией, предоставляют банку возможность лучше оценить риски кредитования, повышают объективность анализа и снижают конфликтность ситуаций, связанных, например, с мониторингом банковских ковенантов или пролонгированием кредита. Особенностью due diligence заемщиков является необходимость обеспечить профессиональную уверенность в принятии решений Кредитными Комитетами и Правлениями банков – ведь именно такая уверенность, в конечном итоге, обеспечивает формирование и обслуживание качественного кредитного портфеля. Лучшее понимание рисков практически всегда их снижает – поэтому участие независимого квалифицированного аудитора в процессе анализа и мониторинга заемщиков является действенным механизмом управления рисками в банковском секторе.


Налоговый (Tax) Due Diligence – это анализ всех налоговых аспектов бизнеса, включающий в себя оценку текущей налоговой нагрузки, основных налоговых начислений по счетам и взаимоотношений с налоговыми органами. В процессе налогового due diligence также оценивается соответствие начисления налогов по суммам и срокам требованиям налогового законодательства. Производится оценка рисков в отношении уплаты налогов на заработную плату и в фонды социального страхования. Налоговый анализ может проводиться как в применении к конкретной бизнес-ситуации (например, раздел в финансовом due diligence), так и принимать более общую форму налогового консультирования. В обоих случаях, важнейшим результатом налогового due diligence является полная осведомленность клиента об имеющихся налоговых рисках и осознанное принятие решений в контексте налогового права.


Систематизация данных (Data Room). Важным дополнительным результатом проведения процедур due diligence, особенно в условиях подготовки к сделкам IPO и M&A, часто становится систематизация данных клиента, достигаемая через построение эффективных процедур доступа к разнообразной информации и организацию «комнаты данных». Термин «комната» характеризуется существенной долей условности в его понимании, поскольку сбор и хранение всех данных предприятия в одном месте (физическом или виртуальном) нерационально, небезопасно и практически неосуществимо. Вместе с тем, процесс анализа больших массивов данных – требуемых при подготовке больших сделок – зачастую указывает на существенные аспекты неэффективности системы документооборота и обмены информацией на предприятии. Концепция «комнаты данных» подразумевает целостную систему доступа к данным и предполагает целевое авторизованное использование информации. Наши клиенты раз за разом обнаруживают, что «комната данных» действительно работает как практический механизм, эффект от внедрения которого сохраняется и после успешного завершения транзакции.