Критика, даже самая тактичная и конструктивная, может нанести ущерб нашей самооценке и чувству собственного достоинства. Но как вы, наверное, знаете, гораздо, гораздо хуже получать критику злонамеренную, непрошеную или совершенно неообоснованную.
К сожалению, подобное может произойти на рабочем месте, и это называется “деструктивная критика”. Это тип критики, который может нанести вред, подорвать или даже разрушить чью-то работу, репутацию или самооценку. Он отличается от конструктивного или даже отрицательного отзыва, поскольку не предназначен для того, чтобы помочь вам; на самом деле — как раз наоборот.
Деструктивная критика распространена на токсичных или психологически небезопасных рабочих местах, где политика компании и другие виды непрофессионального, ненадлежащего поведения постоянно формируют соответствующую корпоративную культуру. В идеале места работы, где допускается деструктивная критика (или даже поощряется), следует избегать. Но иногда это просто не вариант.
В этой статье мы рассмотрим некоторые способы защитить себя от деструктивной критики.
Не сомневайтесь в своей способности идентифицировать тип критики
Люди не всегда действуют добросовестно, когда критикуют коллег. Иногда присутствуют и скрытые мотивы: личная месть или неприязнь, уничижение чужой работы ради должности или признания, да даже просто неудачный день может вызвать желание сделать и другому человеку так же плохо.
Большинство из нас может различить конструктивную критику и деструктивное или ядовитое поведение, но иногда не хватает уверенности, чтобы идентифицировать их, просто потому что мы можем автоматически обвинить себя или сделать неверное предположение о мотивах говорящего.
Если люди не могут высказать обоснованную критику, не унизив вас или ваши действия, ваши идеи или репутацию, тогда проблема в их неумении конструктивно общаться. А если вы слышите критику, которая является необоснованной или предназначена для причинения вам вреда, вы не должны бояться признать ее такой, какая она есть. Деструктивная критика — это не результат ваших ошибок и действий, она неуместна на работе.
Игнорируйте деструктивную критику
После того как вы определили подобные проявления как деструктивную критику, лучшее, что вы можете сделать, чтобы защитить себя, — проигнорировать ее. Конечно, это нелегкое дело. Деструктивная критика вредит, она и произносится именно с такой целью. Потребуется много усилий, чтобы осознать: то, что вы слышите, не является точным отражением того, кто вы есть.
Если в критике есть доля правды, следует отнестись к этому серьезно. Но как только критик начинает переходить на личное — это тот момент, когда нужно начать игнорировать, просто “отключиться” от этих слов.
Однако это может быть сложно, если, скажем, деструктивный критик — ваш коллега или, что еще хуже, руководитель. Когда вы не планируете тотчас уволиться, как услышите такую критику, вам не избежать дальнейшего общения с этим человеком. Если вы застряли в таком месте — постарайтесь все-таки не обращать внимания на ту часть, что касается вашей личности. Признайте, что критик не прав, и тот факт, что он думает, будто может говорить с вами подобным образом, также ошибочный.
Объясните, почему эта критика деструктивна для вас
Но что, если это обычное явление? Если вы регулярно получаете деструктивную критику от коллег, это только вопрос времени, когда все станет по-настоящему разрушительным. В подобной ситуации не стесняйтесь информировать свой отдел кадров или вышестоящее руководство о том, с чем вам приходилось сталкиваться на работе каждый день. Также неплохо все это документировать.
Если вам больше нравится конфронтация, вы также можете подумать о встрече с виновником лицом к лицу. Объясните, чем именно он вас унизил и почему способ, которым он критикует, не помогает. Вы также можете сказать, что хотите, чтобы он либо научился эффективно выступать с конструктивной критикой, либо избегал критики вас и вашей работы в целом.
Это стоит попробовать. Возможно, коллега на самом деле не знает о том, что делает, и прислушается к вашим словам. Кроме того, даже если деструктивный критик невосприимчив, по крайней мере, теперь у вас есть подтверждение, что вы пытались исправить ситуацию.
Самое главное: постарайтесь контролировать свои эмоции. Последнее, что вам нужно, — это взорваться в ответ.
Деструктивная критика, если ее поощрять на рабочем месте, будет иметь катастрофические последствия для организации. Это разрушает культуру, создает токсичную среду и в итоге окажет негативное влияние на работу всей компании.