Какой собственник бизнеса будет не рад, что его дело растет и развивается: еще больше заказов, клиентов и, казалось бы, еще больше прибыли. Но при неконтролируемом и слишком быстром росте бизнеса дело может обернуться полным провалом: потерей репутации, денег, а иногда и закрытием компании. Поэтому нужно быть готовым к успеху — правильно управлять ростом своего дела.

Основная проблема при очень быстром росте бизнеса в том, что люди, принимающие решения, раньше могли никогда не сталкиваться с подобными процессами, особенно это касается стартапов. И такому руководителю будет очень сложно предвидеть все, что несет такой рост.

Пример сценария быстрых темпов роста

Давайте рассмотрим пример сценария быстрого роста в вымышленной компании. Вы производитель гаджетов, у вас есть производственный объект и 50 сотрудников.

Ваш директор по развитию бизнеса или директор по продажам приносит новые контракты, которые значительно изменят размер вашей компании. Эти контракты удвоят, утроят или даже увеличат в четыре раза ваш бизнес в течение следующих 1824 месяцев.

О продажах можно не беспокоится, но есть несколько вопросов, которые нужно задать, и подводных камней, которых следует избегать этой компании.

Подводные камни, которых следует избегать при развитии бизнеса

Оборудование: как вы собираетесь выполнить все заказы?

Необходимо приобрести дополнительное оборудование, расходные материалы, сырье. Ваши затраты (и транзакции) утроятся как в количестве, так и в денежном выражении. И даже тогда, когда у вас достаточно оборудования для производства изделий в течение ближайших 12 месяцев, вам необходимо подумать о покупке дополнительного оборудования, чтобы удовлетворить растущий спрос и через 2 года.

А как насчет сотрудников?

Чтобы компенсировать возросшую нагрузку, вам необходимо будет увеличить и количество персонала, в первую очередь на производстве. К тому же два ваших бухгалтера не справятся с новой нагрузкой, и нужно будет нанять еще специалиста или подумать о передаче бухучета на аутсорсинг.

Системы, процессы и процедуры

Вы использовали базовую систему бухгалтерского учета в течение 10 лет, но теперь понимаете, что переросли ее и она не соответствует вашим потребностям. В нашем примере это могут быть дополнительные модули по закупкам и инвентаризации. К тому же необходимо наладить сам процесс физического учета и инвентаризации, проводить их ежеквартально и ввести письменные правила и процедуры их проведения.

Бухгалтерский учет

Возможно, вам придется изменить систему налогообложения в связи с возросшими оборотами производства и прибыли. Особенно если раньше вы не рассматривали возможность проверки своей финансовой отчетности и сейчас задумываетесь над этим. Аудит финансовой отчетности повысит ценность вашего бизнеса и даст уверенность, что все работает как надо.

Ваша компания так быстро растет, что вам нужно больше, чем финансовые отчеты, которые рассказывают только о том, что произошло в прошлом. Теперь вам нужны прогнозы, бюджеты и информационные панели, а значит, стоит задуматься о найме финансового директора.

Отдел кадров

У вас в компании теперь в 3–4 раза больше сотрудников. Пришло время нанять человека, который хорошо разбирается в трудовом законодательстве.

Юридические и налоговые вопросы

Возможно, ваши новые клиенты в Европе, а это уже экспортная деятельность, которая влечет множество налоговых и юридических вопросов, с которыми нужно разобраться, и вам потребуется юрист и специалисты по ВЭД.  

Возможно, для упрощения работы вам понадобится создать новое юридическое лицо (или несколько), а это снова дополнительная нагрузка на бухгалтерский отдел.

Какова стратегия выхода?

Ближайшие несколько лет вы будете наращивать объемы, масштабировать бизнес. Но в какой-то момент можете захотеть продать бизнес. И лучше заранее продумать стратегию своего выхода или составить план преемственности.

Как поддерживать устойчивый рост бизнеса

Есть еще много вопросов, которые нужно разобрать. Как вы собираетесь платить за все это, достаточно ли у вас оборотных средств? Иногда оборотного капитала достаточно для устойчивого роста, но в большинстве случаев потребуется финансирование.

Кроме того, важны и правильные люди на своих местах. Это касается как управленческой команды, так и сотрудников.

via

Business vector created by rawpixel.com — www.freepik.com