Глобальная тенденция так называемой деофшоризации постепенно становится локальным трендом и для Украины. На пути «опрозрачнивания» бизнеса отечественные законодатели сделали уже немало шагов, однако, как говорится, самое интересное впереди. В частности, одним из таких интересных моментов может стать нормативное урегулирование деятельности контролируемых иностранных компаний. Весьма решительная попытка (в виде законопроекта № 1210-1) на данное время не реализована. А впрочем, сомнений в серьезности намерений урегулировать данный вопрос становится все меньше. В этой связи стоит таки присмотреться к этой законодательной инициативе повнимательнее.

Моя личная оценка ситуации касательно введения в Украине правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), если коротко, – тихая паника.

Паника – потому что больше, нежели идея налогообложения КИК, бизнес пугает применение данных правил в отечественных условиях администрирования налогов. Ведь правила налогообложения КИК в Великобритании и, например, в Украине – это немного разные системы координат. О предлагаемых штрафных санкциях лучше сейчас вообще не думать. Кстати, можно предположить, что закономерность между размером штрафов и суммой, которая поступит в бюджет, будет обратно пропорциональной.

Тихая – потому что бенефициары иностранных компаний, скорее всего, не выйдут на митинг под Верховную Раду. Они будут изучать вопрос, анализировать потенциальное влияние новой налоговой нагрузки на их бизнес в целом, считать увеличение стоимости администрирования, рассматривать возможности реструктуризации бизнеса или же быстро менять ВНЖ / ПМЖ / налоговое резидентство и выводить капитал из Украины в юрисдикцию, где, возможно, налогообложение КИК также будет существовать. Но будет существовать и судебная система, которая даст возможность защиты своих прав и беспристрастного рассмотрения спорных вопросов.

Если объективно, то законопроект должен быть существенно доработан, также необходимо установить мораторий на применение штрафных санкций в течение определенного периода (по аналогии с введением законодательства по трансфертному ценообразованию). Кроме того, для применения правил КИК должна быть четкая точка отсчета. В частности, необходима доработка соответствующих переходных положений, то есть вопросов привлечения/освобождения к/от ответственности контролирующих лиц касательно прошлых периодов в случае, если имело место нарушение требований налогового, валютного и другого украинского законодательства. Без четких правил игры и определенного общественного договора «ухудшение бизнес-климата» – это максимально корректное определение последствий введения налогообложения КИК в текущей редакции.

А теперь немного истории. Налогообложение КИК в целом ожидалось. Ведь еще Законом «О валюте и валютных операциях» была предусмотрена обязанность КМУ совместно с НБУ в течение 6 месяцев со дня вступления им в силу разработать среди прочего законопроект, определяющий правила налогообложения КИК.

Наряду с тем предложенные законопроектом № 1210-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» правила налогообложения КИК содержат слишком большое количество логических неувязок и допускают неограниченный полет фантазии налоговиков.

Итак, перейдем к конкретике, но для начала небольшая матчасть.

Контролирующие лица – это физические лица – конечные бенефициарные собственники КИК и юридические лица – прямые или опосредствованные собственники (контролеры) КИК. И те, и другие – резиденты Украины. Ситуация, когда украинская компания является участником иностранной компании, имеет место, но не очень распространена. Таким образом, прежде всего правила налогообложения КИК в Украине будут касаться именно «физиков». Кстати, если физическое лицо уверено, что оно является налоговым резидентом другой юрисдикции на основании только полученного местного Tax residence certificate, лучше убедиться, что украинские налоговые органы придерживаются такого же мнения.

Контролируемая иностранная компания – это иностранное юридическое лицо, находящееся под контролем контролирующего лица в соответствии с правилами НКУ. Также это может быть партнерство, траст, фонд или любое другое учреждение без статуса юридического лица.

Не каждая иностранная компания автоматически признается контролируемой. Иностранная компания превращается в КИК, если контролирующее лицо:

а) владеет долей в иностранном юридическом лице 50 % и более, или

б) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 10 % и более, при условии, что несколько физических или юридических лиц – резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 % и более, или

в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами осуществляет фактический контроль за иностранным юридическим лицом.

В свою очередь, доля в иностранном юридическом лице – это корпоративные или любые другие аналогичные права, предоставляющие контролирующему лицу право на управление, получение прибыли или получение активов при ликвидации КИК. И не принципиально, владеет ли контролирующее лицо такой долей прямо, опосредованно или путем создания без статуса юридического лица. Равно как и не принципиально, владеет ли лицо долей на основании права собственности или же право собственности юридически принадлежит другим лицам, действующим в интересах контролирующего лица.

Что касается фактического контроля, то определение достаточно широкое, но, по-моему, название говорит само за себя. И главное, если существует фактический контроль, а официальная доля владения, например, только 1 %, тогда фактический контроль побеждает и иностранная компания признается КИК.

Итак, определили контролирующее лицо, а также то, что у него имеется доля в КИК. И что нам дальше с этим делать и откуда возьмутся налоги?

И здесь начинается самое интересное. Объектом обложения (НДФЛ или налогом на прибыль) КИК является часть скорректированной прибыли КИК (пропорционально доли контролирующего лица).

Ну а далее проведем небольшой критический анализ актуальной на сегодняшний день входящей информации.

Начнем с анализа норм, предусматривающих необходимость составления финансовой отчетности КИК и подтверждения ее аудиторским заключением (нормы, интересные для меня, как для аудитора).

Законопроект предусматривает необходимость составления неконсолидированной финансовой отчетности КИК независимо от того, требуется ли это законодательством соответствующей юрисдикции. Наряду с тем при наличии у налоговиков сомнений в достоверности такой отчетности они вправе требовать представления от контролирующего лица заключения местной аудиторской компании по такой отчетности. И такое заключение не может содержать отрицательное заключение или отказ от представления заключения.

Замечу, что основанием (по сути, единственным и достаточным) для требования контролирующим органом аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК служит просто сомнение в ее достоверности. Без обоснования, что именно в финансовой отчетности не соответствует МСФО (которое заставило бы налоговиков такие МСФО открыть и что-то прочитать). Вопрос о том, будет ли требоваться такое заключение безосновательно и что нужно сделать, чтобы развеять сомнения налоговиков, остается риторическим.

Удивление вызвало и утверждение, что письменное заключение аудиторской компании не может содержать отрицательное заключение или отказ от представления заключения. Во-первых, оба случая вполне возможны в соответствии с Международными стандартами аудита. Во-вторых, если КИК не повезло и она таки получила отрицательное заключение или отказ от его представления, то что же дальше? Пойти к другому аудитору, и так до победного конца?

В продолжение темы привлечения независимого иностранного аудитора не совсем понятна ситуация со сроками представления аудиторского заключения на запрос налоговых органов. Так, если в соответствующей юрисдикции аудит финансовой отчетности не обязателен (то есть носит инициативный характер), срок проведения аудита будет устанавливаться по договоренности сторон исходя из оценки аудитором необходимого для выполнения работ времени. Итак, если, по мнению аудитора, срок, в который должен быть проведен аудит финансовой отчетности (то есть в течение которого заключение должно быть представлено украинским налоговым органом), будет недостаточным, существует большая вероятность непринятия аудитором соответствующего клиента.

Продолжение следует…

Татьяна Стретович, директор департамента налогов и права, Baker Tilly Ukraine

Опубликовано в издании «Вестник МСФО» № 11, ноябрь 2019