Пытаться угодить всем и всегда говорить “да” заманчиво, но неэффективно. У отрицательного ответа есть множество преимуществ, и вот несколько причин того, почему каждый лидер должен научиться произносить неоспоримое “нет”.

Чтобы позволить своей команде сосредоточиться на основных целях

Лидер в компании — как капитан корабля. Он отвечает за направление бизнеса и продвижение к поставленным целям. Вы должны оценить, направляют ли ваши ежедневные решения бизнес к этим целям. Столкнувшись с идеями, которые меняют такой курс, вы должны иметь смелость и убежденность сказать твердое “нет”.

Чтобы сосредоточиться на собственных основных целях

Как насчет ваших личных целей? Как предпринимателям рекомендуется отделять свои личные средства от финансов компании, так же важно отделять свои личные цели от коммерческих. Постоянное смещение приоритетов в пользу работы — верный рецепт стресса и выгорания.

Имейте в виду, что забота о собственном здоровье — одно из качеств хорошего лидера. Если вы планируете взять отпуск, но всегда соглашаетесь его отменить ради нового проекта, вам нужно научиться говорить “нет”.

Многие хорошие руководители пожертвовали своим здоровьем и семьей ради бизнеса. Время, свободное от работы, важно, потому что помимо прочего оно помогает вам зарядиться энергией и получить новые перспективы, которые действительно могут улучшить вашу работу.

Расширить возможности ваших сотрудников

Когда научитесь говорить “нет”, вы сможете создать для кого-то из вашей команды возможность сказать “да”. Реальность такова, что вы не можете делать все сами, поскольку это станет огромным стрессом для вас и лишит возможности обучения всех остальных. Отказавшись от решения каких-то задач, вы сможете их делегировать.

Эффективное делегирование может быть полезным для вас и вашей команды. Такой подход дает возможность ей расширить свои навыки, а вам показать, что вы доверяете другим людям в выполнении важных задач.

Чтобы не дать воплотиться плохой идее

Чаще всего отказать сложно, потому что мы хотим быть хорошими и желаем поощрять людей к диалогу и свободному изложению своих идей. Но если вам предлагают вариант, который обойдется слишком дорого или навредит бренду и репутации, лучше всего просто сказать “нет”.

Если вы объясните сотруднику причину отказа, это может иметь положительный эффект. Вы уточните свои цели и какие идеи ждете от своей команды.

Не растрачивать ресурсы на все хорошие идеи

Конечно, сложнее научиться говорить “нет” хорошим идеям. Возможно, это идея, которая позволит быстрее вывести проект на следующий уровень, но каковы финансовые последствия того, что вы согласитесь? Вы можете себе это позволить? Если ответ отрицательный, вы должны отпустить такую идею.

Иногда ресурс, которого вам не хватает, может быть временем. Направление рабочей силы для реализации этой идеи может повлиять на другую часть проекта. Помните, что как лидер вы будете иметь информацию, к которой остальная часть вашей команды может быть непричастна. И в данном случае “да” может иметь далеко идущие негативные последствия. В этом случае стойте твердо на своем и говорите “нет”. Не забывая аргументировать отказ

Чтобы показать свою ценность для клиента

Когда клиент нанимает вас, вы хотите сделать его счастливым, и лучшим способом сделать это кажется согласиться со всеми его идеями и дать все, чего он хочет. Это может сделать вас популярным, но что произойдет, когда вы столкнетесь с идеей клиента, которая наверняка будет вредна для его бизнеса?

Вы должны научиться говорить “нет” таким идеям и обосновывать свою позицию, ведь клиент нанял вас, чтобы вы ему помогли, а не соглашались с ним во всем. Это может быть сложно, но клиент будет уважать вас больше, если примет вашу позицию.

Как лидер должен говорить “нет”

Важно не только уметь говорить “нет”, но и делать это правильно. Сплошное отрицание, без аргументов, может деморализовать коллектив. Вот несколько советов, как сказать “нет” и получить хороший результат.

Слушайте первым

Последнее, что вы можете сделать, — это прервать кого-то в середине презентации, чтобы сказать свое “нет”. Это покажет, что вы не цените людей или время, которое они вкладывают в идею. 

Задавайте вопросы

Вопросы не только показывают, что вы обращаете внимание на то, что говорит ваш сотрудник, но и могут раскрыть что-то еще. Например, тот факт, что идея, которая рассматривается, может стать частью уже существующей политики компании или пригодиться другому отделу.

Укажите причину, по которой вы отказали

Просто сказать “нет” недостаточно. Объясните своему сотруднику, почему вы говорите “нет”. Это не только поможет ему понять причину отказа, но и придаст уверенности, чтобы он мог подойти к вам с другими идеями в будущем.

Отказывая, не забудьте о поощрении

Это особенно полезно, когда идея была неплохой. Скажите “нет”, но похвалите и поблагодарите за хорошую идею. В конце концов, проявление признательности является одним из способов повысить моральный дух сотрудников. Это также будет сигнализировать, что вы рады услышать их идеи.

Будьте конкретным в своем ответе

Если вы должны сказать “нет”, говорите именно “нет”. А не “возможно” или “я подумаю об этом”. Это несправедливо по отношению к вам и вашему сотруднику, если вы в конечном итоге все равно скажете “нет”, но вселите в него надежду. Вы можете подумать, что таким образом проявляете лояльность, но вместо этого попросту отнимете у всех и у себя в том числе время, которое можно эффективно использовать для реализации других идей.

Научиться говорить “нет” очень полезно, особенно если вы станете делать это, не провоцируя у сотрудников снижение инициативы. Как лидер вы принимаете много решений, но только после рассмотрения вариантов и по важной причине. Этим же нужно руководствоваться, принимая важное решение отказать и произнести непоколебимое “нет”.

via

Business vector created by rawpixel.com — www.freepik.com