Хорошо, когда компанией управляют единомышленники. Плохо, когда эти единомышленники всегда со всем согласны.

По словам Ричарда Бренсона, худший вид корпоративной культуры, которую может создать собственник – это атмосфера, где всегда говорят «да». Эффективные компании в управлении полагаются не только на харизму и интуицию собственника, но и на четко прописанные процедуры, ответственность, грамотно распределенную среди профессионалов своего дела. Однако соблазн окружить себя людьми, которые всегда соглашаются с его идеями и предложениями возникает почти у каждого собственника. Это удобно, так как решения принимаются быстро и без возражений, но в таком случае собственник должен понимать – все, что происходит в компании, будет «завязано на нем».

В компаниях, где все согласны с любыми идеями и решениями, ничего не происходит.  Бренсон утверждает, что именно поэтому любой бизнес нуждается в несогласных. Но где взять этих несогласных?

Независимая должность

Начните с правления вашей компании. Есть ли в нем люди, способные сказать «нет» вашим поспешным решениям и «сырым» идеям?

Должность независимого директора предусмотрена как раз для решения таких проблем. И если ранее вы создали эту должность только для того, чтобы получить финансирование либо выйти на IPO, самое время сделать ее реально полезной для бизнеса. Это особенно необходимо, если совет директоров исторически был сформирован только из приближенных к руководителю людей, и в компании укоренилась стратегия комфортного согласия с собственником.

Кто такой независимый директор

В теории, независимый директор в правлении либо совете директоров, это человек, который не связан никакими интересами или отношениями с компанией, ее собственниками, менеджментом или инвесторами. Его нанимают для того, чтобы обеспечить в правлении независимую точку зрения профессионала. Лучший кандидат на должность независимого директора – это человек, который не только является экспертом в определенной области, но также обладает умением отстаивать свое мнение. Критичная точка зрения поможет правлению адекватно оценить перспективы принимаемых решений и полагаться не только на решение собственника.

Преимущества критичного мнения

Эффективное руководство компании предполагает анализ всех возможных недостатков бизнеса, но у каждого руководителя есть свои «слепые зоны», — те сферы, где собственник не имея возможности объективно оценить ситуацию, привык действовать интуитивно. Когда компания достигает оборотов в десятки, и тем более сотни миллионов долларов, рассчитывать на «шестое чувство» собственника как на инструмент менеджмента – довольно рискованно. Это не значит, что рядом с собственником нужно посадить человека, который будет во всем ему перечить. Независимый директор призван контролировать тех, кого обычно никто не контролирует  — руководителей.

Итак, в каких же случаях не обойтись без мнения независимого директора? Взгляд на ситуацию человека, способного без страха отвергнуть слабую идею, пусть она даже исходит от авторитетного руководителя, крайне важно:

  • при налаживании корпоративного управления, которое увеличивает инвестиционную привлекательность компании;
  • при построении современной стратегии развития компании и контроле за ее внедрением;
  • при формировании состава высшего управленческого звена компании.

Независимый директор следит, чтобы менеджмент действовал в интересах владельцев, чтобы отошедшие от дел владельцы не вмешивались в текущие дела компании.

Однако многие украинские компании исповедуют поверхностный подход к вопросам корпоративного управления, формируя совет директоров только с целью отвечать требованиям кредитора либо фондовой биржи, перед получением финансирования либо во время подготовки компании к IPO. В итоге, многие независимые директора новых публичных компаний уходят со своей должности уже через год-полтора после приобретения компаниями публичности. Во многом это происходит из-за того, что сформированные под одни цели совет директоров либо правление не оправдывают ожидания нанятых независимых директоров и не могут стать эффективным инструментом управления, способным помочь бизнесу справляться с вызовами рынка. 

Каждому бизнесу нужен сотрудник, который на фоне остальных кажется проблематичным и странным, но в то же время креативным. Именно такие люди часто высказывают интересную точку зрения во время обсуждения новых идей. Также стоит попробовать прислушаться к тому, кто скептически относится к какому-то из продуктов или проектов компании, ведь возможно на волне общего согласия были упущены важные детали. В идеале директор – это высококвалифицированный специалист, который занимает это место не для того, чтобы пассивно принимать любое предложение, а чтобы высказывать своё мнение, даже если оно отличается от мнения остальных. Непредвзятый взгляд на принимаемые решения необходим для эффективного развития компании. А о том, как строить эффективную систему корпоративного управления, вы можете узнать на конференции.