В другой стране надо соблюдать другие правила. Когда операционная деятельность компании приобретает международный масштаб, владельцы бизнеса должны волноваться не только о своих правах, но и о том, как не нарушить права в отношении объектов интеллектуальной собственности зарубежных компаний. В зависимости от юрисдикции деятельности, законодательство в конкретной правовой области может сильно отличаться, поэтому этот вопрос требует особо тщательного подхода.

Проанализировать рынок и сформировать стратегию

Авторское право – это продукт цивилизованного общества, а ведь когда-то о нем вообще никто не думал. Когда авторское право стало рассматриваться как объект получения прибыли? Само понятие интеллектуальной собственности появилось еще в XVIII веке, но широко употребляться стало лишь в 1967 году, после учреждения Всемирной организации интеллектуальной собственности.

При выходе на международный рынок прежде всего необходимо провести патентное исследование, чтобы выяснить, с какими проблемами компания может столкнуться в конкретном регионе при продаже конкретного продукта. Современные предприятия редко имеют в штате специалиста, способного провести полномасштабный анализ, но сейчас это не является проблемой: проще и дешевле будет отдать такую работу на аутсорсинг специализированной фирме. По результатам этого исследования уже стоит формировать стратегию в отношении продукта в вопросе защиты прав на интеллектуальную собственность, когда собственник будет знать о возможных рисках и пути их минимизации.

Провести патентное исследование

Некоторые компании задаются вопросом: «Так ли необходимо регистрировать патенты и следить за последними новостями в своем секторе?». Вопрос перестает быть актуальным после первого же случая так называемого «интеллектуального шантажа». Рано или поздно, достигнув определенного успеха, бизнес подвергается нападкам конкурентов, и далеко не все из них готовы играть по-честному.

И в международной, и в украинской практике нередко возникают случаи шантажа в сфере интеллектуальной собственности. Схема довольно проста: компания-конкурент регистрирует патент на давно известную и даже широко используемую технологию или промышленный образец, получает лицензию и требует роялти за пользование такой технологией или изобретением. Жертва такого шантажа стоит перед нелегким выбором: согласиться платить деньги фактически ни за что либо начать затяжной и дорогостоящий процесс.

В Украине такой шантаж осуществить проще, чем во многих развитых странах, так как при регистрации патента нет обязательной экспертизы на новизну модели или образца. Достаточно вспомнить громкий скандал 2011 года, когда некий Алексей Токмаков запатентовал способ изготовления пакетов для молочной продукции. Чуть позже на адреса тринадцати предприятий молочной индустрии пришли одинаковые письма от представителя владельца патента. Жесткие условия, выраженные в письмах, гласили: платите роялти или мы подаем иск в суд за незаконное использование лицензированного изобретения.

Впрочем, такая практика является повсеместной. В 2000 году российская компания «Интеллект» запатентовала пивную бутылку с овальным дном и потребовала роялти 0,5% от прибыли пивных заводов. Однако в ответ на такую наглость в Роспатент был подан протест, и патент потерял свою силу.

Мировые гиганты тоже иногда ввязываются в неприятности, связанные с правом интеллектуальной собственности. Достаточно вспомнить «патентные войны» гигантов Samsung и Apple или компанию Gillette, оформившую на самую ходовую модель линейки (бритву Mach3Turbo с тремя лезвиями) 62 патента. Фактически Gillette монополизировала рынок бритв с несколькими лезвиями и, когда компания Schick выпустила станок с четырьмя лезвиями, Gillette предъявила иск. После трех лет разбирательств компаниям удалось прийти к компромиссу, условия которого известны только им самим.

Выбрать метод защиты

Собственнику бизнеса необходимо ознакомится с результатами патентного исследования с тем, чтобы исключить всякий риск нарушения чужих авторских прав на выбранном рынке. Далее следует подумать о том, как оформить права на свою продукцию. Это поможет не только защититься от недобросовестных конкурентов, но и скачкообразно увеличить долю рынка, которая приходится на объект патента. Иногда грамотный подход позволяет добиться фактической монополии, но это скорее исключение из общих правил.

Есть несколько основных способов защиты собственных активов и продаж: 

  1. Своевременная регистрация прав в Украине и зарубежом. В разных странах законодательство в сфере интеллектуальной собственности может сильно отличаться. Именно поэтому необходимо оформить патенты и в Украине, и в странах, которые являются рыночными площадками для будущей деятельности. Компания Google уже давно и успешно практикует этот способ, действуя на мировом рынке.
  2. Вывод прав на холдинг на отдельное юридическое лицо. Для дальнейшего удобства в случае, если прецедент с нарушением прав будет иметь место, лучше оформить все права интеллектуальной собственности на отдельное юрлицо. Это не только оптимизирует документооборот, но и позволит воспринимать лицензии и патенты (особенно, если таковых зарегистрировано несколько на конкретный продукт или линейку товаров) как единое целое на юридическом уровне. Так, во время скандала с упаковкой для молока, отдельным юрлицом (лицензиатом) выступала компания «Юниверсал бриз».
  3. Передача прав компаниям, ведущим операционную деятельность. Этот ход (его часто использует Apple) позволит избежать путаницы в документах. Также такой способ дает компаниям, которые выходят на международный рынок, больше свободы действий и позволяет эффективнее составлять стратегию.
  4. Обеспечение юридической чистоты документов. Здесь все просто: каждую заявку на регистрацию права интеллектуальной собственности надо формулировать максимально подробно и прозрачно. Если регистрируется технология, следует подавать заявку на изобретение или полезную модель. Если объектом является внешний вид, стоит защитить продукцию в качестве промышленного образца. Не лишним будет и регистрация торговой марки. Так, корпорация Microsoft вынуждена была столкнуться с претензий на использование технологии MP3 из-за того, что компания-владелец прошла через слияние.

В бизнесе, который выходит на международный рынок, очень важно быть максимально осведомленным. Будучи во всеоружии, проведя патентное исследование и защитив объект реализации всеми возможными способами, можно быть уверенным, что предмет интеллектуальной собственности не принесет владельцу проблем. Если вы не уверены, что сможете предусмотреть все, учитывая разницу законодательства и нюансы конкретных видов патентов и лицензий, не лишним будет обратиться к компаниям-посредникам, которые специализируются в данной сфере и конкретных регионах.