Отечественное машиностроение вынуждено снижать свою зависимость от российского рынка сбыта. Причина этому кроется не только в ухудшении политических отношений со стратегическим партнером. РФ проводит масштабную политику импортозамещения, и, прежде всего, это касается высокотехнологической продукции. Для продукции украинского машиностроения существует 5 альтернативных рынков. Что нужно сделать, чтобы их освоить? 

Причины плохой конкурентоспособности 

Отсутствие промышленной политики, а также прозрачных условий для инвестирования не позволили украинскому машиностроению в должной мере поднять конкурентоспособность своей продукции. И поэтому: 
  • во-первых, в Украине слабо развит внутренний спрос на отечественную продукцию машиностроения – мы охотнее приобретаем импортное оборудование; 
  • во-вторых – мы не смогли существенно усилить присутствие на рынках развитых стран; 
  • в-третьих – машиностроители по-прежнему во многом зависят от стран-участниц СНГ, и в большей мере от РФ, поставляя туда низкотехнологическую продукцию «позавчерашнего дня». 
Следствием технологической отсталости является снижение поставок продукции машиностроения даже в страны СНГ при возрастающем более дорогом импорте из этих стран. Но это еще не все: постепенно сокращая долю на рынке СНГ, мы также уступаем, в частности, российским конкурентам на перспективных для нас рынках Африки, Индии, Латинской Америки и др. 

Обострение отношений с «северным соседом» ставит всю отрасль перед серьезными испытаниями, а отдельные предприятия — на грань банкротства. Еще в период осеннего экономического давления РФ на Украину в 2013 году президент Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко отмечал, что зависимость украинских машиностроителей от России очень негативно влияет на их работу и на экспорт. 

На данный момент машиностроители ищут возможности компенсировать потери от сокращения либо возможного полного ухода с российского рынка. Возможности эти кроются в расширении внутреннего рынка, увеличении доли на рынках присутствия, а также в выходах на новые рынки. 

Географические ориентиры для сотрудничества

Напомним, что падение промышленного производства в Украине в 2013 году составило 4,7%. При этом объемы машиностроения упали на 13,8%, а его экспорт сократился на 20,1%. Наиболее заметное падение объемов экспорта произошло в сфере транспортного машиностроения (-44%):
  • на 40% упал экспорт локомотивов; 
  • на 34% — автомобилей; 
  • на 67% — самолетов ; 
  • на 45% — кораблей. 
В структуре экспорта машиностроения около 20% занимают страны ЕС, более 23 всех объемов (до 69%) – СНГ. В РФ Украина поставляет более половины всей продукции машиностроения. Такая зависимость очень опасна: если Россия снизит уровень закупок нашей продукции, то «лечь» вся украинское машиностроение. 

Важно также отметить, что снижение объемов экспорта в РФ зависит не только от градуса политики. Алексей Андрейченко, старший аналитик инвестиционной компании «Арт-Капитал» подчеркивает, что в России во всех секторах происходит масштабная долгосрочная политика по импортозамещению, и это значит, что в перспективе поставки украинской машиностроительной продукции в РФ будут снижаться независимо ни от чего. Например, в Санкт-Петербурге расширяется производство вертолётных двигателей. 

По статистике, в последние годы украинским машиностроителям удалось завоевать авторитет и расширить присутствие на новых рынках: Индии, Китая, ЕС, странах Латинской Америки. Главным образом там покупают продукцию энергетического машиностроения (турбины, компрессоры, генераторы, трансформаторы), авиадвигатели, космическую и военную технику и вагоны. Поэтому, рассматривая географические перспективы сбыта, кроме основного «кормильца» – рынка СНГ, ТОП-5 стратегических рыночных ориентиров могут выглядеть следующим образом: 
№ 1 – внутренний рынок Украины; 
№ 2 – страны ЕС;
№ 3 – рынки Азии (в первую очередь Китай и Индия); 
№ 4 – рынки стран Африки;
№ 5 – страны Латинской Америки. 

Инструменты выхода из глубокого кризиса 

Для повышения привлекательности машиностроительной продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках в переходный период, эксперты предлагают сделать ставку на совместный выпуск высокотехнологической продукции с лидерами мирового машиностроения. По мнению экс-министра экономики, экс-вице-премьера, д.э.н. Владимира Ланового, чтобы войти в рынки сложных высокотехнологичных товаров, надо иметь кооперации. Мы не сможем выйти со своим самолетом на мировой авиационный рынок. Но сотрудничество, например, с «Эйрбасом», может решить эту проблему. Так же в автомобильной и в других отраслях. Украинские предприятия нуждаются в новых технологических возможностях, а старые предприятия могли бы ремонтировать различные сложные машины. 

Если говорить об инструментах, способствующих выходу из кризиса отечественного машиностроения, то основной акцент можно сделать на льготном налогообложении по примеру авиастроения и энергетики, когда свободная прибыль реинвестируется в развитие. По такому пути был восстановлен горно-металлургический комплекс в начале 2000-х гг. Параллельно с этим, необходимо не словом, а делом добиться реального улучшения инвестиционного климата, что будет способствовать приходу зарубежных компаний в Украину и созданию совместных предприятий либо более плотному участию в серьезных совместных проектах. Кроме того, не в последнюю очередь самим предприятиям необходимо уделить внимание оптимизации и, если необходимо, реструктуризации.