В последние несколько  дней в воздухе повисла чья-то идея создания специальной комиссии по возобновлению жизнедеятельности на Донбассе. Мера нужная, но много ли можно будет возобновить, если самое сердце Востока Украины – крупная промышленность – остановится до того, как придет эта не совсем скорая помощь? 

Специалисты акцентируют внимание на необходимости срочных инвестиций в технологическую базу промышленного Донбасса, на внедрении абсолютно новых, современных очистительных сооружений. Сохранение территориальной целостности и возвращение к спокойной жизни обеспечат Донбассу все необходимые инвестиции. Сейчас важно другое – сохранить то, что есть. Государство способно оказать ту поддержку, которая позволит крупному бизнесу на Востоке взять паузу и хотя бы сберечь основные активы для будущего возрождения и развития. 

Почему стоят заводы 

Компании не могут работать. У них закончились оборотные средства, они не могут платить по кредитам. Эта проблема пускает метастазы во все сферы жизнедеятельности региона. По инсайдерской информации, одна из крупнейших промышленных групп Донбасса планирует огромные сокращения — из 50-60 тыс. работников нескольких заводов, остаться без работы могут до 10 тыс. человек. 

Главные причины, по которым останавливается крупное производство на Донбассе, лежат внутри страны. Тезис о том, что всему виной «потеря крупного рынка», не совсем справедлив для действительности. Например, Российская железная дорога – крупнейшая в мире, и ее потребности рождают серьезный спрос на вагоностроение. Поэтому они вынуждены и дальше покупать нашу продукцию машиностроения. По крайней мере, в ближайшее время. 

Совсем другое дело — отсутствие оборотных средств на предприятиях, невозможность получить новое кредитование и задолженности бюджета по НДС. Проблема для региона усугубляется еще и тем, что бизнес в восточных областях взаимозависим намного больше, чем мы представляем. На масштабном производстве завязано множество маленьких предприятий. Промышленный гигант – это не только тонны угля или металла, но и множество закупок, начиная от офисной техники и питьевой воды, и заканчивая поставками дорогого сырья и оборудования. Получается, что в сложившихся условиях страдают не только гиганты, но и вся инфраструктура вокруг. 

Рынок экспорта несомненно нуждается в диверсификации, и возможно, в будущем Донбасс сможет переориентироваться на европейский рынок, однако чтобы это могло произойти, необходимо сохранить то, что все еще работает сейчас. 

Верните деньги 

Система налогообложения привела к тому, что крупные предприятия имеют огромные переплаты по налогу на прибыль и невозвращенный НДС. Фактически, произошло вымывание капитала, и на сегодняшний день у ряда предприятий попросту отсутствуют оборотные средства для поддержания производства и выплаты зарплат. Крупные заводы останавливаются. 

Поэтому первое, что поможет на время смазать шестеренки остановившегося производства — погашение задолженности перед предприятиями. И это тот случай, когда «государство не обеднеет», поскольку полное игнорирование проблем крупной промышленности в будущем может привести к полной ампутации отмершего производства. 

Активные госзаказы 

Технические особенности производства в металлургии не позволяют просто выключить оборудование, чтобы завтра утром, когда заказчик снова передумает, снова включить его. Доменную печь нельзя просто перезагрузить, воду из шахты нельзя перестать откачивать. Пока в отношениях с основным заказчиком, на которого ориентирована тяжелая промышленность восточного региона, существует неопределенность, государство обязано обеспечить свою поддержку крупному производству в виде госзаказов. В качестве позитивного опыта такого двухстороннего сотрудничества можно привести пример с Крюковским заводом (Полтавская область), который обеспечили госзаказом на производство поездов «Тарпан» как заменителей дорогих Hyundai. 

Такой повсеместный подход государства поможет сэкономить бюджет и обеспечить жизнеспособность региона. 

Лояльные условия кредитования 

Предприятия в восточных областях могут полностью обеспечить выполнение заказов, однако сегодня очень многое упирается в отсутствие оборотного капитала. Последние несколько месяцев предприятия продолжали выплачивать зарплаты и рассчитываться по кредитам, «съедая» все свои денежные запасы. Чтобы снова запустить работу предприятиям требуются стабильные денежные вливания. Со своей стороны государство может и обязано создать условия лояльного кредитования для таких предприятий, наладить взаимодействие бизнеса с крупными украинскими банками. 

Итак, первым и основным шагом, на который должна пойти власть, должно быть возмещение НДС, что позволит вернуть деньги в оборот и запустить производство. Во-вторых, необходима поддержка украинского производителя со стороны государства (предоставление госзаказов). В-третьих, имеет смысл создание государством благоприятных финансовых условий для возобновления производства: выдача кредитов под низкие проценты, создание льгот для предприятий. 

В целом, необходимо реально смотреть на вещи: за тяжелой промышленностью стоят сотни тысяч людей, для которых понятие «евроинтеграция» пока ассоциируется только с потерей работы и туманными перспективами, что когда-то будет лучше.