После делового обеда можно избавиться не только от чувства голода, но и навсегда потерять клиента. До этого вряд ли дойдет, но все же необходимо cделать все, чтобы не превратить деловой обед в нудный монолог или, что еще хуже, — в беседу, где клиент не сможет чувствовать себя комфортно. Если вы второй день не можете решить, куда пригласить, о чем говорить, а о чем умолчать на первом деловом обеде с клиентом, эти напоминания придутся кстати.

Время встречи должно подходить не только клиенту, но и вам 

Еще раз проверьте свое расписание. Хорошо, если до обеда и после него у вас нет других важных встреч и неотложных задач. Очень часто перенесенные в последний момент встречи уже не случаются вообще.  

Вынуждая клиента добираться по пробкам, вы заведомо теряете его предрасположенность

Выбирая ресторан, убедитесь, что приглашенной стороне будет удобно туда добираться. Оптимальный выбор – это ресторан рядом с офисом вашего клиента. Главное, не заставляйте клиента добираться в ресторан через весь город по пробкам. Вы проиграете, еще не сев за стол.

Придите в ресторан раньше условленного времени

Вы обязательно должны прийти в ресторан раньше собеседника. Даже если опаздывать – ваша фишка. В том, чтобы прийти раньше — одни плюсы.  Как минимум сможете выбрать подходящий столик, если не было возможности забронировать его заранее.  Познакомьтесь со своим официантом, предупредите его, что у вас будет деловая встреча. Поинтересуйтесь, не забронирован ли на это время стол на большую компанию рядом с вами. Вам будет неудобно продолжать беседу, если через полчаса соберется шумная компания отмечать юбилей.

Вот теперь улажены организационные вопросы, и вы готовы встречать гостя.   

Не начинайте разговор фразой «Ну, к делу?»

Сразу к делу можно приступать при заключении договора. А пока у вас просто обед, и  для начала можно рассказать непринужденную историю. Это может быть забавный случай, связанный с этим рестораном, с историей улицы, на которой он находится. Дайте собеседнику понять, что перед ним сейчас обычный человек, а не представитель компании. И еще — лучше никогда не начинать с вопросов.

Уберите смартфон со стола

Если обстоятельства таковы, что вы на самом деле ждете важный звонок, предупредите клиента. Заранее извинитесь, что будете вынуждены отвлечься на телефонный звонок. Но телефон с белой скатерти все же убрать. Даже если никто из ваших партнеров  никогда таким не заморачивался и обращал внимания на то, сколько раз жужжит их телефон на столе, не обязательно показывать такую же бестактность. Демонстрируя свою дикую занятость, вы принижаете важность этой встречи, что клиенту не очень приятно, даже если он не страдает снобизмом.

Не заводите разговоров о политике

Ваша задача во время первого делового обеда с клиентом найти общие интересы, а не поводы для жаркой полемики. Не исключено, что ваш гость сам затронет такую тему. Даже если ваши взгляды совпадают, всегда найдется деталь, которая может кому-то и вас не понравится. Лучше уведите разговор в другое русло: может, вы болеете за один футбольный клуб или предпочитаете одну и ту же марку автомобиля? Хотя такая тема тоже является хорошей основой для спора, разговор о политике, как правило, имеет более тяжелые последствия.  

Воздержитесь от алкоголя во время делового обеда

Если вы впервые встречаетесь с клиентом в неформальной обстановке в среду в два часа дня, алкоголь  — не лучший пункт меню. Бокал вина или порцию виски лучше оставить для пятничного ужина. Тем не менее, предоставьте собеседнику право самому выбрать напиток. Но вы не нарушите правила этикета, если не составите компанию в распитии алкоголя за обедом.

Не приносите с собой контракты, договоры, презентации и образцы продукции, если об этом не договаривались заранее

Не превращайте обеденный стол в мобильную версию офиса. Не исключено, что во время разговора возникнет необходимость сделать записи или показать несколько иллюстраций. Вы можете воспользоваться ежедневником и планшетом, но не более того.

Обед оплачивает приглашающая сторона

Момент оплаты счета в ресторане не должен поставить в неловкое положение вашего клиента. Хорошо, если есть возможность предварительно сделать заказ и оплатить счет. Но это бывает не всегда удобно. Обед оплачивает тот, кто выступил инициатором встречи. Но это правило можно нарушить, чтобы не поставить гостя в неловкое положение. Не возмущайтесь, если ваш клиент настаивает на том, чтобы самому оплатить свой заказ.

Наконец, не позднее следующего дня напишите вашему собеседнику письмо на имейл и поблагодарите за встречу.  Это станет хорошим началом эффективного сотрудничества.