Есть ли будущее у финансовой отчетности? Кто-то скажет – тривиальный вопрос. Но даже в самом словосочетании «финансовая отчетность» заложена важная игра слов. Бухгалтера и аудиторы всегда работают в прошлом: в 2012 г. мы работаем над 2011-м, в 2013-м будем работать над 2012-м.
Мы настоящие «люди из прошлого». Решения относительно будущего мы принимаем, пользуясь информацией о прошлом, актуальной не на данный момент, а в зависимости от скорости ее подготовки, от двух до девяти месяцев назад. К моменту ее публикации компания уже прожила отрезок времени и могла совершить действия, которые радикально изменили направление развития бизнеса. А значит, уже никак не связаны с тем прошлым, которое мы анализируем.
От простого к сложному. И ладно, если бы это было единственной ее проблемой. Сегодня уровень технологий достиг той степени совершенства, когда глобальные решения могут приниматься за считанные минуты. Раньше, чтобы получить информацию, нужно было дождаться почтового курьера. Сегодня порой достаточно просто зайти в соцсеть.
Время доставки данных сократилось с месяцев до секунд. Но за то же время финансовая отчетность и учет разрослись из коротких трактатов Луки Пачоли до многотомного издания МСФО. Она сложна в понимании, регулируется огромным количеством стандартов и еще большим количеством их трактований.
Коммуникационные решения снижают влияние человека в передаче информации как передаточного звена, а в отчетной сфере количество людей лишь увеличивается. Чтобы подготовить, проверить и понять очередной финотчет, нужны специально обученные люди, которые значительную часть своей жизни тратят на изучение постоянно меняющегося, самосовершенствующегося «монстра».
Более того, презентация финансовой информации все дальше уходит от фактов к суждениям тех людей, которые ее готовят. Почему? Потому что базируется на бухгалтерских принципах, которые, извините за крамольную мысль, граничат с утопией. Принципы бухгалтерского учета возводят бухгалтеров в ранг сверхлюдей; если в остальных отраслях их представители стремятся избегать конфликта интересов, то в бухгалтерском учете этот конфликт заложен самими принципами. Другими словами – финансовая отчетность в ее нынешнем формате безнадежно устарела, отстала от времени и темпов развития бизнеса и общества.
«Размазывание» ответственности. Казалось бы, финансовый кризис, длящийся четвертый год, должен был поставить вопрос: есть ли будущее у финансовой отчетности в том ее виде, в котором она существует сейчас, и правильным ли путем развивается эта сфера? Может, отчетность стоит упростить, определив минимум показателей, которые можно быстро, в темпе, свойственном духу времени, подготовить в подтверждение отчета не о прошлом, а «о будущем»?
Но нет, мы упорно идем по граблям, совершенствуя стандарты в сложности их понимания, их количестве, неоднозначности и т.д. Так, чтобы ни один обыватель не мог понять таинства, которое творится при подготовке финансовой отчетности.
Но пользователь – наш клиент – тоже это понимает. Иногда у меня возникает уверенность, что отчетность никто не читает, она просто становится необходимым атрибутом, «чокнутым боксиком» в чеклисте о полноте документации. Мне кажется, клиенты мыслят примерно так: «Аудит есть? Отлично! Риски перераспределены. Мы за это больше не отвечаем». Но в результате происходит «размазывание» ответственности. Причем, чем крупнее структуры, для которых готовится финотчетность, тем меньше реальной ответственности берут на себя ее заказчики.
«Он слишком большой, чтобы упасть» – эта крылатая фраза текущего кризиса хорошо подходит и для ситуации в сфере подготовки отчетности: компании перекладывают ответственность на аудитора, а тот может оказаться слишком большим, чтобы где-то признать свою неправоту. Он будет доказывать ее через суды неограниченное количество времени. А в результате ответственных не найдешь – ведь кто виноват, если у компании не все хорошо с финансами и аудитор где-то это не уловил?
Конечно, все это – «мысли вслух». Но, возможно, эти мысли станут поводом, чтобы задуматься хотя бы некоторым из тех, кто пишет стандарты, готовит отчетность, подтверждает ее и презентует инвестору. Задуматься о том, что яркое прошлое, которое мы описываем в 100-страничных документах, может не иметь ни малейшего отношения к настоящему, и тем более – к будущему компаний, для которых они готовятся.
Александр Почкун, управляющий партнер Baker Tilly Ukraine
Ссылка на статью в СМИ: http://forbes.ua/opinions/1342521-finansovaya-otchetnost-kompanij-eto-perezhitok-proshlogo