Мировым лидером по производству и потреблению органической продукции являются США, но даже в рекордном для них по продажам органики 2015 году ее часть составила всего 5%. В то время как Дания намерена к 2020 году стать на «100% органической страной». Почему у нее это получится — читайте в нашей статье.

Кто всех на свете органичней: Дания перехватывает инициативу у Бутана
В 2013 Бутан заявил о планах стать к 2020 году первой страной, производящей только органические продукты. Это продиктовано как необходимостью сохранить биоразнообразие, так и желанием усилить свой экспортный потенциал за счет продукции с более высокой добавленной стоимостью. Учитывая то, что соседи Бутана — густонаселенные Индия и Китай, план имеет шанс на воплощение. Спрос на органическую продукцию в этих странах активно растет. Но у Бутана есть серьезный соперник в Европе: правительство Дании тоже нацелено стать стопроцентным производителем органической продукции, и разработало серьезную программу под эту задачу.

Органический план Дании: активное наступление по всем направлениям
Небольшая скандинавская страна является одним из мировых лидеров по потреблению органической продукции. История датского органического бренда насчитывает уже 25 лет, а экспорт органики, произведенной в Датском королевстве, с 2007 года вырос на 200%.

Рост рынка органических продуктов

Рост доли рынка органических продуктов питания в общем объеме розничных продаж в Даниив период с 2006 по 2015 гг.  
Эти факты подстегивают правительство Дании к достижению еще больших успехов. С этой целью в 2015 году был утвержден Органический план действий, предусматривающий дальнейшее развитие и увеличение объемов производства органической продукции. Его цель — к 2020 году удвоить площади выращивания органики, по сравнению с имеющимися на 2007 год.
План состоит из 67 пунктов и затрагивает как активное внедрение методов ведения органического сельского хозяйства, так и финансовую помощь производителям органической продукции. Помимо этого, планируются инвестиции в развитие новых технологий и идей, связанных с органикой. Не менее важной целью является разработка программ стимулирования спроса на органическую продукцию. 
Для реализации столь амбициозного проекта в том же году было выделено внушительную сумму в размере €53 млн.

Переход к производству органической продукции в масштабах всей страны, привлечение и поддержка фермеров 
Около 7% земли в Дании уже используется под органическое сельское хозяйство, а к 2020 году их количество должно достигнуть 15%.Земля, находящаяся в государственном пользовании, будет обрабатываться с использованием только органических и биодинамических методов ведения сельского хозяйства. Ключевая задача, стоящая перед правительством, —привлечение к реализации плана как можно большего числа частных землевладельцев.
Чтобы заинтересовать фермеров, им необходимо показать преимущества такого перехода. Поэтому из бюджета были выделены крупные суммы денег на инвестирование в исследования по органической продукции, на программы ознакомления населения и продвижения в общество идей полезности данной продукции. Отдельным пунктом были вынесены затраты на консультирование работников агросектора, заинтересованных в переходе к производству органического продукта. Но большие затраты оправданы: они необходимы для генерирования спроса, ведь стабильный и высокий доход —лучший инструмент убеждения.
На поддержку контроля за преобразованием, сохранением и поддержанием органических фермерских хозяйств, а также на субсидирование экспериментальных проектов, в период с 2015 по 2018 гг. потратят сумму в €3.6 млн. Больше внимания уделят спецпроектам, финансируемым из сельхозфондов. Вместе с тем в планах значится запуск модели целевой субсидии и продолжение выплаты дополнительных €161 в год на га для участков земли в первые 2 года конверсии.

Продвижение сбыта органики на внутреннем рынке: охват пищевого и торгового секторов 
Важная часть плана — увеличение спроса на органику внутри страны. Это возможно в первую очередь за счет наращивания доли органической продукции в государственном пищевом секторе: школах, больницах, заведениях общепита — до 60%. Через национальные государственные учреждения страны ежедневно проходит порядка 800 тыс. порций еды, поэтому отдача от внедрения плана будет существенной. Также органический бренд будет популяризироваться среди ресторанов, кафе и частных столовых. Планируется упрощение контроля требований ЕС к использованию органического сырья в супермаркетах, а также увеличение доли органики в госзакупках продуктов питания.
Структура розничных продаж органической продукции
Розничные продажи органических продуктов питания в Дании в разрезе отдельных товарных групп, данные за 2014 г.
Выход на внешние рынки: максимальное использование возможностей, фокус на Китай   
В пунктах плана, касающихся продвижения органической продукции на внешние рынки, внимание сконцентрировано на сотрудничестве с посольствами других стран, а также презентации органики на тематических выставках и бизнес-форумах. Принимать активное участие в них будет датский министр продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Одним из приоритетов данного направления будет работа над упрощением условий экспорта датской органики в Китай.  То, что жители этой небольшой скандинавской страны достигнут своей цели, не вызывает сомнений. Это только вопрос времени. В период с 2014 по 2015 гг. количество заявок на проверку возможности конверсии фермерского хозяйства с традиционных методов ведения сельского хозяйства к органическим выросла на 328%, а ведь это было еще до начала всеохватывающего внедрения правительственных инициатив.

Развитая экономика Дании, детально продуманный план действий и активная поддержка населения — это факторы будущего успеха и пример для тех стран, где всевозможные проекты редко продвигаются дальше красиво оформленных презентаций.