Деофшоризация российской экономики в последнее время становится одной из главных тем повестки дня. Активное участие в этой работе принимают Минфин, Следственный комитет, ФНС, Совет Федерации.
Министерство финансов РФ письмом № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 фактически объявило новый этап борьбы с кондуитными компаниями-посредниками в налоговых схемах российского бизнеса. 
Основной вывод письма Минфина № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 (далее — Письмо) можно сформулировать так: льготы, предусмотренные в соглашении об избежании двойного налогообложения, применяются к резиденту государства, заключившего такое соглашение, только если он является фактическим получателем дохода. Следует отметить, что в Письме нет отсылки к необходимости наличия условия о бенефициарном собственнике в самом тексте налоговых соглашений, то есть предполагается, что контроль должен производиться и без специальной оговорки.
Приведем положения этого документа:
  • международные соглашения об избежании двойного налогообложения не означают их автоматического применения, если единственным основанием для этого является сам факт того, что «доход был получен резидентом страны, с которой есть налоговое соглашение»;
  • кондуитная/посредническая компания не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если она обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать ее в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц;
  • нужно четко разграничивать бенефициарного собственника, который вправе «рассчитывать на доход» и «определять его экономическую судьбу», и искусственно созданного посредника, зарегистрированного в транзитной юрисдикции, то есть в государстве, с которым есть соглашение об избежании двойного налогообложения («кондуитная компания»);
  • бенефициар – это непосредственный выгодоприобретатель, то есть лицо, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его (дохода) дальнейшую экономическую судьбу. Наличия только правовых оснований для непосредственного получения дохода недостаточно, чтобы признать лицо  бенефициаром.
Какие схемы с участием компаний из транзитных юрисдикций согласно Письму необходимо пресекать? Речь идет о переводе в офшоры через посредников дивидендов, процентов по займам и лицензионных платежей за использование интеллектуальной собственности. Налоговым агентам придется доказывать, что получатели платежей из транзитных стран существуют не только на бумаге.
В Письме выделяют 3 варианта возможного использования компаний-посредников (кондуитных компаний):
  1. Выплаты процентов по связанным займам. Офшор дает заем компании в транзитной юрисдикции (Голландия, Кипр, Люксембург и т. д.), которая в свою очередь кредитует российскую компанию. Проценты по займам российская структура выплачивает своему непосредственному кредитору, что позволяет избежать налога у источника на процентный доход в России. Посредник перевыплачивает проценты  зарегистрированному в офшоре кредитору.
  2. Похожая схема используется при переводе дивидендов через транзитную компанию в офшор. В этом случае российская компания выплачивает дивиденды субхолдингу с благоприятным налоговым соглашением с Россией, а тот — в офшорную компанию бенефициара. Таким образом, дивиденды оказываются в офшоре без уплаты российского налога на дивиденды по ставке 15%, которая применима при прямом платеже в офшор.
  3. Предоставление прав на интеллектуальную собственность по сублицензионному договору. Офшорная компания — держатель лицензии предоставляет интеллектуальные права по лицензионному договору транзитной компании, которая по договору сублицензии предоставляет их российской компании. Если бы лицензия передавалась напрямую из офшора, российской компании пришлось бы удержать из платежа 20% налога на прибыль, в отличие от схемы с транзитной компанией, когда ставка налога у источника в России составляла бы 0%.
Исходя из логики Письма, бремя доказывания статуса бенефициарного собственника у получателя дохода будет лежать на российской компании. Вследствие этого налоговому агенту следует запрашивать у получателя дохода как минимум письменное подтверждение того, что он является бенефициарным собственником. Однако данное подтверждение может быть опровергнуто данными из финансовой отчетности получателя, заключаемых им договоров о дальнейшем движении средств, а также соглашением об управлении компанией-посредником, которое заключают с директорами и администраторами посреднической компании. 
Часть этих данных (финансовая отчетность) является публично доступными. Еще часть (договоры) может быть получена российскими налоговыми органами через каналы информационного обмена с иностранными налоговыми органами. Существует реальная практика предоставления такой информации налоговыми органами Кипра, Нидерландов и других стран.  
Для оценки и минимизации рисков неприменения льгот по международным налоговым соглашениям необходимо произвести анализ доступных налоговым органам документов, и при необходимости изменить организацию деятельности компаний
в транзитных юрисдикциях с целью превращения таких компаний в фактических собственников дохода. 
Специалисты Baker Tilly, основываясь на своем опыте и опыте коллег в Западной Европы и России, помогут проанализировать ситуацию в структуре Вашей компании и дать рекомендации по дальнейшим шагам.
Если у Вас возникнут вопросы — Вы можете обращаться к Рустаму Вахитову, партнеру по налоговой практике Baker Tilly, по имейлу: roustam.vakhitov@bakertilly.ua.