Специалисты  Baker Tilly выпустили обновленный и дополненный  обзор транспортного баланса Украины. В исследовании отражены самые свежие доступные данные по отрасли. В новом обзоре также показаны актуальные инвестиционные проекты и потенциал  перехода аграрной Украины на биотопливо, чего не было в предыдущей версии. Скачать полноценный обзор можно на соответствующей странице нашего сайта

Мы подготовили материал на основании обзора, чтобы вкратце объяснить вам проблемы и возможности нашей транспортной системы. 

Украина обладает развитым транспортным капиталом

Транспортный капитал Украины насчитывает:

  • 20,9 тыс. км железнодорожных путей;
  • 159,5 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием;
  • 4,8 тыс. км магистральных нефтепроводов;
  • 1 тыс. км аммиакопроводов;
  • 1,6 тыс. км эксплуатационных речных судоходных путей с выходом к Азовскому и Черному морю;
  • 40,1 тыс. км газопроводов.

В 2014 году объем перевезенных грузов составил 1,6 млрд тонн.

Развитый транспортный капитал Украины и геополитическое положение позволяет наращивать внешнеэкономические грузопотоки через границы Украины.

Автомобильные перевозки  — самые популярные в Украине

В 2014 году общая длина автодорог в Украине составляла 163 028 км, а объем автомобильных грузоперевозок составил 1 131 313 тыс. тонн товаров. Весомую часть в структуре автомобильных перевозок  составляет сырье. Так, среди всех грузов, перевезенных в 2014 году в Украине автомобильным транспортом, преобладала руда и горнодобывающая промышленность.

Общее количество перевезенных автотранспортом грузов  в 2014 году составило 56 млнт·км, что на 4,6% меньше, чем в 2013 году 59 млн т·км грузов. Сокращение грузооборота наблюдается в восточных регионах Украины, в то время как в некоторых центральных и западных областях грузооборот увеличился в 2 раза. Самый высокий показатель грузооборота автомобильного транспорта в 2014 году зафиксирован в Киеве и Киевской области – 6,9 млнт·км, а самый низкий в Черниговской и Сумской областях – по 0,8 млн т·км.

Для быстрой и безопасной перевозки грузов в пределах Европы была создана Международная сеть транспортных коридоров.  По территории Украины проходят следующие международные транспортные коридоры (МТК):

  • Панъевропейский ІІІ (Дрезден-Вроцлав-Львов-Киев). Протяженность – 1640 км, среди которых 694 км железнодорожной и 611 км автомобильной дороги проходят через Украину;
  • МТК Гданьск-Одесса, протяженностью 1816 км, среди которых 918 км железнодорожной  и 1208 км автомобильной дороги проходит через Украину;
  • Панъевропейский V (Венеция-Любляна-Будапешт-Ужгород-Киев). Протяженность – 1595 км. Через Украину проходит 339 км железной и  266 км автомобильной дороги.
  • Панъевропейский VII (Дунайский водный, Австрия-Венгрия-Болгария-Румыния-Молдавия-Украина). Протяженность – 1600 км, а через Украину проходит 70 км.
  • Панъевропейский IX (Хельсинки-Санкт-Петербург – Гомель – Киев – Одесса – Бухарест – Александруполис). Протяженность – 3400 км, среди которых по Украине проходит 1496 км железной и 996 км автомобильной дороги.

Перевозки водным транспортом обладают значительным потенциалом

В Украине находится 12 речных и 19 морских портов, есть три крупные судоходные реки: Дунай, Днепр и Южный Буг. Все они имеют выход к Черному морю, а Дунай и Днепр входят в пятерку самых больших рек Европы. Несмотря на выгодное геополитическое положение и значительные водные ресурсы, доля речных перевозок в общей структуре грузоперевозок в Украине в 2014 году составила всего 0,2%. Это самый низкий показатель в сравнении со странами ЕС.

Использование Черноморских украинских портов и транспортных каналов стало невозможным в связи с незаконной аннексией Крыма Российской Федерацией.

Несмотря на политические и экономические проблемы, водные перевозки в Украине обладают значительным потенциалом. Например, для того чтобы использовать весь потенциал речных перевозок в Украине необходима модернизация речной инфраструктуры и  увеличение речного флота. Необходимо изменить принцип оплаты сборов за прохождение речными судами шлюзов, акваторий морских портов, снизить сборы за проход судов под иностранными флагами по внутренним водным путям Украины. В числе тех мер, которые проводятся для повышения эффективности речного транспорта и речных перевозок – работы по дноуглублению в Днестровском лимане и работы по приведению в надлежащее состояние украинского участка Дуная.

В Украине плохо используется потенциал железнодорожных перевозок

Объем железнодорожных перевозок в 2014 году сократился на 11% по сравнению с 2013 годом. Причиной этому стала война на Востоке Украины и значительное сокращение украинского экспорта в страны Таможенного Союза.

Главная причина, по которой в Украине не используется весь потенциал железнодорожных перевозок – это высокий износ железнодорожного подвижного состава. Для парка локомотивов он составляет 90%, а для парка грузовых вагонов – 82%. Например, на долю немецкой государственной железнодорожной компании DeutscheBahn AG в 2014 году пришлось 96% всех железнодорожных грузоперевозок в Германии. Важно то, что железнодорожная компания DeutscheBahn AG обладает меньшим количеством дизельных и электрических локомотивов и грузовых вагонов, чем «Укрзалізниця», но при этом обслуживает большее количество железнодорожных станций  и переездов.

Преимущества и недостатки разных видов транспорта в Украине

Из-за  дороговизны автомобильных и железнодорожных перевозок Украине необходимо развивать речной транспорт. Разница в стоимости перевозки 1 тонны груза разными видами транспорта существенна.

А теперь коротко рассмотрим преимущества и недостатки используемых в Украине видов транспорта для грузоперевозок.

Автомобильные перевозки

Преимущества

Недостатки

Развитая дорожная система

Высокая себестоимость перевозок

Высокая скорость доставки

Загрязнение окружающей среды

Возможность доставить груз в любой пункт назначения

Значительный износ дорожного покрытия

Низкие издержки строительства и ремонта дорог

Большое количество аварий, высокий показатель смертности

 Железнодорожные перевозки

Преимущества

Недостатки

Большое количество железнодорожных путей

Высокая стоимость строительства
и реконструкции транспортных линий

Независимость от погодных условий

Низкая себестоимость перевозок

Высокая скорость перевозок

 Водные перевозки

Преимущества

Недостатки

Низкая себестоимость перевозок

Низкая скорость транспортировки

Низкая загрязненность окружающей среды

Низкая доступность внутренних водных путей

Недорогое техническое обслуживание

Простая интеграция с морским транспортом

Транспортной системе Украины необходима модернизация. С точки зрения развития украинской экономики, водный транспорт является важнейшей составляющей транспортного комплекса. Он открывает новые перспективы для международного сотрудничества и развития внешнеэкономических связей. Энергетическая переориентация позволит еще больше удешевить грузоперевозки за счет использования альтернативных источников энергии, таких как биодизель, биоэтанол, биометан. 

Скачайте полный обзор здесь