Из-за недавних скандалов вокруг еды жители Поднебесной перестали доверять китайским производителям продуктов. Средний класс в КРН готов платить за органические продукты даже на 50% больше. Это открывает колоссальные возможности для поставщиков органических продуктов в Китай.  

В Украине за последние 12 лет количество органических хозяйств увеличилось в 6 раз. И похоже на то, что с каждым годом этот бизнес будет только развиваться. Упустить китайский рынок было бы большой ошибкой.

Китайцы стали требовательнее к качеству продуктов и увеличивают их импорт на 15% ежегодно
Вступивший в силу в октябре 2015 года суровый закон определил качество пищи для китайцев на высоком уровне. Закон предусматривает суровые штрафы и отмену лицензий для производителей, которые допускают нарушения правил безопасности в пищевом производстве. 
Более жесткие требования к регулированию и сертификации продукции, особенно органической, будут распространятся и на иностранных производителей. 
Действительно ли закон сможет положить конец продовольственным скандалам в Поднебесной — пока неясно. Но уже сейчас вырисовывается четкая тенденция к увеличению спроса на импортную продукцию. С каждым годом импорт иностранных продуктов питания увеличивается на 15 %. А за последние 10 лет  объем импорта продовольственных товаров увеличился более чем в 4 раза. Ожидается, что к 2018 году Китай станет крупнейшим импортером иностранных продуктов питания с общей стоимостью импортированных продовольственных товаров на уровне $ 77 млрд. 
Жители КНР отдают предпочтение органическим продуктам — они готовы платить за них даже на 50% больше 
Особую популярность среди населения имеют импортные органические продукты питания. Рынок органический  продуктов Китая в период 2007-2015 годов увеличился в три раза. Но это всего чуть больше 1% от общего  объема потребления продуктов питания. В Европе или США этот показатель уже давно на уровне 5-8%. Однако потенциал рынка высок: занимая всего 5% сельхозрынка Китая, органические продукты уже сумели привлечь 70 миллионов покупателей.
В потребительском опросе в Пекине и Шанхае 71% опрошенных заявили о готовности платить за органические продукты на 20-50% больше.  Главная причина — люди переживают за качество пищевых продуктов и свое здоровье. 
По данным Organic Trade Association, в пятерку самых популярных экопродуктов Китая входят: свежее молоко (37%), растительное масло (35%), свинина (33%), говядина (26%) и курица (26%).
Покупают органику в основном в супермаркетах и гипермаркетах, а в последние годы активно развивается продажа через интернет
Для удовлетворения растущего спроса на импортные продукты питания на рынке Китая появилось огромное количество специализированных магазинов.  В сети супермаркетов  Ole более  70% от общего объема продаж — импортные продукты. Сети супермаркетов типа Wal-Mart и Carrefour также не отстают —  Carrefour инвестировала примерно $800 тысяч в создание собственной лаборатории по безопасности пищевых продуктов, а Wal-mart разработала особенную систему логистики продуктов непосредственно от фермеров. 
Интересно, что такая стратегия торговых сетей очень даже оправдана.  В 2012 году 75% потребителей делали покупки органических продуктов в супермаркетах, а 51% — в гипермаркетах.
Но все чаще китайские потребители обращаются и к сети розничной торговли O2O (online to offline). Для удовлетворения растущего спроса на натуральные и органические продукты уже открылось несколько интернет-магазинов, специализирующихся на органических продуктах: FieldsChina, KateandKimi и другие. Но охватывают он пока только 200 китайских городов. Спрос превышает предложение, поэтому именно за онлайн-платформами будущее. Тем более, благодаря онлайну можно снизить себестоимость продукции — платить аренду за магазин где-то ближе к центру города не нужно.
Многие китайские потребители не верят в органическое производство КНР, поскольку уже не раз сталкивались со скандалами и коррупционными схемами вокруг так называемой фейковой органики. Поэтому сейчас китайцы стали значительно требовательней относиться к оценке безопасности продуктов питания. 
Но даже если агрокомпания в КНР отказалась от использования пестицидов и химических удобрений, при этом она все равно вынуждена поливать овощи и фрукты загрязненной водой. В июне 2014 года национальное исследование показало, что в Китае загрязнены 40% рек и 20% почв. Понятно почему китайцы отдают предпочтение  именно импортной продукции. 
Крупнейшими поставщиками органической сельхозпродукции в Китай выступают США, Австралия и Европейский Союз. Основные импортируемые продукты — овощи и тропические фрукты, сахар, сухофрукты, орехи, специи, киноа, кофе, мед и закуски.
9 января 2014 года в Украине вступил в силу закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья». Но еще до принятия закона в Украине начался органический бум — за 12 лет количество органических хозяйств в нашей стране увеличилось в 6 раз. 
В 2013 году органика выращивалась лишь на 0,4 миллиона гектаров  земли. Но сегодня Украина  активнее всех в Европе наращивает биопроизводство. Именно поэтому, вполне возможно, что украинская органика уже в ближайшие годы будет удовлетворять потребности огромного китайского рынка.

По материалам Сhina Вusiness Review

Агросправочник Украины 2016