Эмоциональный интеллект, иногда называемый EQ, относится к способности человека распознавать, понимать свои эмоции и управлять ими. Она становится критическим свойством, когда дело доходит до межличностного общения. И это горячая тема не только в психологии, но и в деловом мире. Сам термин придуман психологами в 1990-х годах, но его использование быстро распространилось на другие сферы, включая бизнес, образование и популярную культуру.


Психологи Питер Саловей и Джон Д. Майер, одни из ведущих исследователей этой темы, определяют эмоциональный интеллект как способность распознавать и понимать эмоции в себе и в других. Это свойство также предполагает использование эмоционального понимания для принятия тех или иных решений, решения проблем и общения с другими людьми.


В прошлом эмоции и интеллект часто рассматривались как противостоящие друг другу понятия. Однако в последнее время психологи исследуют, как когнитивные процессы и эмоции взаимодействуют и влияют на мысли людей. Подумайте, как эмоции и настроения, такие как счастье, гнев, страх и печаль, влияют на то, как мы себя ведем и принимаем решения.

Эмоциональный интеллект: важно для успеха

Концепция быстро привлекла внимание общественности, включая менеджеров по персоналу и бизнес-лидеров. Исследователи предположили, что эмоциональный интеллект влияет на то, насколько хорошо сотрудники взаимодействуют со своими коллегами. Также считается, что EQ играет большую роль в том, как работники справляются со стрессом и конфликтами, а также с общей эффективностью работы.


Исследования показали, что сотрудники с более высокими баллами по показателям  EQ также имеют тенденцию оцениваться выше по показателям межличностного функционирования, лидерских способностей и управления стрессом. Другие исследования связывают более высокий уровень эмоционального интеллекта с лучшей удовлетворенностью работой, а также общей работоспособностью.


Люди, которые успешны на работе, не просто умны — они также обладают сильным эмоциональным интеллектом.


Но эмоциональный интеллект — это качество не только руководителей и старших менеджеров. Это свойство, которое важно на каждом уровне карьеры человека, будь то студент колледжа, ищущий стажировку, или опытный сотрудник, занимающий лидирующую роль. Если вы хотите добиться успеха на рабочем месте и продвинуться по карьерной лестнице, эмоциональный интеллект имеет решающее значение для вашего успеха.

Почему эмоциональный интеллект имеет значение для карьеры?

Итак, почему эмоциональный интеллект — такое ценное мастерство на работе? Согласно опросу менеджеров по найму, почти 75% респондентов согласились, что оценивали EQ сотрудника больше, чем их IQ.


Некоторые из причин, по которым эмоциональный интеллект может быть ключом к успеху на рабочем месте:


  • эмоциональный интеллект может привести к лучшим бизнес-решениям;
  • эмоционально интеллектуальные сотрудники с большей вероятностью будут держать эмоции под контролем;
  • те, у кого высокий EQ, лучше справляются с конфликтами;
  • эмоционально интеллектуальные лидеры, как правило, отличаются
  • большей эмпатией;
  • сотрудники с высоким EQ более склонны к тому, чтобы слушать, размышлять и реагировать на конструктивную критику.

Эмоциональный интеллект — это ценный навык, который улучшается с помощью обучения и практики. Эмоциональные навыки могут прийти к людям и естественным путем, но каждый способен улучшить свою способность понимать эмоции. Это может быть особенно полезно на рабочем месте, где отношения и бизнес-решения часто опираются на межличностное понимание, совместную работу и коммуникацию.

Как повысить эмоциональный интеллект?

В одном из исследований было установлено, что участники, обучающиеся в ключевых эмоциональных компетенциях, не только демонстрировали длительные улучшения в эмоциональном интеллекте, но и улучшили физическое и психическое благополучие, социальные отношения и снизили уровень кортизола (гормона стресса).


Что можно сделать для повышения своего уровня эмоционального интеллекта?

Станьте более осознанным

Одним из первых шагов к использованию навыков эмоционального интеллекта на рабочем месте является практика распознавания собственных эмоций. Самосознание подразумевает осознание различных аспектов самого себя, в том числе ваших эмоций и чувств. Это одна из основных составляющих эмоционального интеллекта. Чтобы распознать свои эмоции и понять, что вызывает эти чувства, вам нужно сначала осознать себя.


Способы улучшения самосознания:


  • Обратите внимание на то, как вы чувствуете себя в любой момент в течение дня. Как эти эмоции влияют на вашу реакцию на обстоятельства? Делаете ли вы то, что чувствуете, влияет ли это на принимаемые вами решения или на то, как вы общаетесь с другими? Поскольку вы уделяете больше времени размышлениям на эту тему, вы обнаружите, что становитесь намного более осведомленными о своих эмоциях и роли, которую они играют в вашей повседневной жизни.
  • Оцените свои эмоциональные сильные и слабые стороны. Насколько хорошо вы общаетесь с другими? Вы часто испытываете нетерпение, гнев или раздражение? Какими способами вы можете эффективно справляться с этими чувствами? Признание своих недостатков позволяет вам искать способы борьбы с ними.
  • Имейте в виду, что эмоции, как правило, мимолетны и могут быстро меняться. Сотрудник может вас раздражать или босс может дать вам неприятную задачу. Прежде чем реагировать, помните, что эти вещи временны, поэтому принятие опрометчивых решений, основанных на сильных эмоциях, может нанести ущерб вашим долгосрочным целям и успеху.

Практикуйте саморегуляцию

Саморегуляция — это важная часть эмоционального интеллекта. Осознание своих эмоций является важным первым шагом, но вы также должны иметь возможность управлять тем, что чувствуете. Люди, обладающие хорошей саморегуляцией, способны быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям. Они не реагируют импульсивно и думают о том, как выражения их эмоций влияют на других.


Способы начать совершенствование навыков саморегуляции на рабочем месте:


  • Найдите методы, которые помогут вам справиться со стрессом на рабочем месте. Хобби, увлечения, физическая нагрузка — отличные способы снять стресс.
  • Держите себя в руках, когда на работе возникают стрессовые ситуации. Примите тот факт, что вы не можете контролировать все, но ищите способы решить ситуацию, не подливая масла в огонь.
  • Подумайте, прежде чем принимать решения. Эмоции могут накрыть вас в момент, но вы всегда способны сделать более спокойный, более рациональный выбор, если дадите себе немного времени, чтобы рассмотреть все возможности.

Улучшите свои социальные навыки

Исследования в психологии эмоций также показывают, что люди с высокими EQ обладают и сильными социальными навыками. Поскольку они умеют распознавать чужие эмоции, могут адекватно реагировать на ситуацию. Социальные навыки также высоко ценятся на рабочем месте, потому что ведут к лучшей коммуникации и общей культуре компании.


Сотрудники и руководители, обладающие высокими социальными навыками, способны наладить продуктивные отношения с коллегами и эффективно сообщать свои идеи. Это не только отличные командные игроки; они могут взять на себя руководящие роли, когда это необходимо.


Способы укрепления собственных социальных навыков на рабочем месте:


  • Слушайте, что говорят другие. Это не означает, что вы просто пассивно слушаете других людей. Активное прослушивание включает в себя внимание, задавание вопросов и предоставление обратной связи. Если вы находитесь в роли руководителя или члена команды, активное прослушивание может показать, что вы увлечены проектами и готовы работать с другими, чтобы помочь группе достичь своих целей.
  • Обратите внимание на невербальное общение. Сигналы, которые люди посылают через свой язык тела, могут многое рассказать о том, что они на самом деле думают.
  • Оттачивайте свои навыки убеждения. Способность оказывать влияние, убеждать членов команды и руководителей может значительно помочь вашей карьере.
  • Избегайте драмы, но убедитесь, что вы способны управлять конфликтом. Сделайте все возможное, чтобы не вмешиваться в мелкие дрязги и конфликты на работе, но имейте в виду, что этого не всегда можно избежать. Сосредоточьтесь на поиске способов решения проблем и сведения к минимуму напряженности.

Станьте более эмоциональным

Эмоционально интеллектуальные люди умеют поставить себя на место другого человека и понять, как он себя чувствует. Эмпатия — это больше, чем просто осознание того, как другие чувствуют; эта способность также включает в себя то, как вы реагируете на такие эмоции.


На рабочем месте эмпатия позволяет понять разную динамику между коллегами и руководителями. Она также позволяет вам узнать, в чьих руках власть и как это влияет на поведение, чувства и взаимодействия, вытекающие из таких отношений.


Некоторые способы работы над вашей эмпатией на рабочем месте:


  • Попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого человека. Иногда это может быть сложно, особенно если вы чувствуете, что другой человек ошибается. Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Это может быть отличный первый шаг к поиску промежуточной точки между двумя противоположными взглядами.
  • Обратите внимание на то, как вы реагируете на других. Вы позволите им поделиться своими идеями? Вы признаете их вклад, даже если не согласны с ними? Предоставление другим людям информации о том, что их усилия заслуживают внимания, часто помогает каждому чувствовать себя более склонным к компромиссу.

Работайте над своей мотивацией

Другой ключевой компонент эмоционального интеллекта — это внутренняя мотивация. Люди с высоким EQ более склонны к достижению целей ради самих себя. Вместо того, чтобы искать внешние стимулы, они хотят делать что-то, потому что считают это возможным и достойным исполнения.


Деньги, статус и признание важны, но люди, которые очень успешны в каком-либо деле, обычно мотивированы чем-то большим. Они увлечены тем, что делают. Они любят свою работу, им нравится решать новые задачи, и их энтузиазм может быть заразительным. Такие люди не сдаются перед лицом препятствий и способны вдохновлять других работать так же упорно, чтобы достичь поставленных целей.


  • Сосредоточьтесь на том, что вы любите о своей работе. Независимо от того, как вы относитесь к своей работе, есть задачи и дела, которые вы любите и которые ненавидите. Чтобы создать свою внутреннюю мотивацию, постарайтесь сосредоточиться на тех аспектах работы, которые вам действительно нравятся. Возможно, вам приносит удовольствие чувство выполненного долга, когда завершаете большой проект. Или, может быть, вам нравится помогать клиентам достичь прогресса следовании своим целям. Определите именно такие компоненты вашей работы и вдохновляйтесь ими.
  • Старайтесь поддерживать позитивное отношение. Обратите внимание, как оптимистичные люди на рабочем месте вдохновляют и мотивируют других. Принятие такого отношения поможет вам более позитивно относиться к своей работе.

Лидеры и сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом могут лучше контролировать свои собственные импульсы, рассматривать ситуацию со всех точек зрения, находить взаимовыгодные решения и строить продуктивные рабочие отношения.