Десять лет назад Китай вступил в ВТО, после чего Поднебесная сразу же привлекла к себе немало внимания со стороны инвесторов и собственников бизнеса. Однако по-настоящему привлекательной юрисдикцией для иностранцев Китай стал в 2006 году. Тогда был принят новый закон, который коренным образом изменил представление о корпоративном праве: исчезли чрезмерно жесткие требования к уставу компании, принципы ведения бизнеса стали более гибкими, а управление – менее хлопотным. В последнее время все чаще украинские инвесторы и собственники бизнеса регистрируют компании в иностранных юрисдикциях. Что нужно знать собственнику о регистрации своего бизнеса в Китае?

Типы компаний в Китае

В случае с Китаем, как, впрочем, и любой другой юрисдикцией с возможностью выбора типа компании, необходимо четко понимать, как именно будет осуществляться движение товара (и будет ли деятельность компании вообще связана с товарооборотом). Это важно, поскольку все зависит от того, понадобится ли организовывать производство, будет ли это представительство крупного международного холдинга или предприятие, чья деятельность непосредственно основана на использовании результатов интеллектуального труда.

В Китае можно зарегистрировать три типа предприятия:

  • WFOE-компания;
  • компания-представительство;
  • совместное предприятие.

WFOE-компания

WFOE-компания (Wholly foreign owned enterprise – дословно это компания, полностью принадлежащая исключительно иностранным лицам) – предприятие с ограниченной ответственностью. Доля иностранного капитала – 100%. В таких компаниях не требуется участие китайских инвесторов. Этот вариант подойдет для бизнеса с четкой специализацией, потому как здесь потребуется лицензия на проведение операций в конкретной сфере (кроме экспорта и импорта).

Это идеальный выбор для тех, кто хочет самостоятельно определять стратегию развития своего бизнеса, защитить интеллектуальную собственность компании на законодательном уровне и конкурировать с компаниями другого типа. WFOE-компания также позволяет максимально эффективно организовать производство на территории Китая, экспорт зарубежной продукции в КНР и продажи на внутреннем рынке.

Компания-представительство

Это наиболее частая схема регистрации, когда производство товаров не является целью регистрации новой фирмы. Чаще всего используется собственниками международного бизнеса в качестве репрезентации материнской компании, а также в качестве самостоятельного подразделения для проведения различных маркетинговых исследований, установления контактов на рынке, вспомогательных услуг для бизнеса.

При этом стоит понимать, что представительство как тип юридического лица не имеет права осуществлять свою деятельность для получения прибыли. В данном случае речь идет об услугах, направленных на развитие бизнеса и повышение прибыли других компаний. Помимо маркетинговых, консалтинговых и социологических услуг, представительство также может быть использовано для импорта товаров из Китая, так как этот вид деятельности не требует специального лицензирования.

Совместное предприятие

Совместное предприятие (или СП) – предприятие, основанное иностранцем и китайским инвестором со смешанным капиталом. СП – это оптимальный вариант для тех собственников бизнеса, которые хотят использовать преимущество законодательства Китая, которое благоволит местным компаниям, открывая им доступ в медицинскую, здравоохранительную и образовательную сферы. Это партнерство можно охарактеризовать как долевое участие в предприятии с ограниченной ответственностью с той лишь разницей, что один из двух участников обязательно должен быть гражданином КНР. Чаще всего СП предполагает четкое распределение прибыли согласно долям, прописанным изначально и инвестициям от каждого партнера.

Однако есть более гибкие формы совместного предприятия. Они позволяют иностранному партнеру изъять инвестиции до истечения срока существования предприятия и не имеют четких требований к принципам распределения прибыли. Такой тип компании также подойдет для собственников бизнеса, требующих локальных партнеров и постоянного контакта с местным бюрократическим аппаратом. В частности, бизнесмены стремятся регистрировать именно такие компании для экспорта товаров из Поднебесной или продаж на местном рынке.

Конечно же, ни одна юрисдикция не бывает идеальна во всем. Это касается и беззаботных Сейшельских островов, и налоговых гаваней Карибского бассейна, и гибкой Голландии, и строгой Китайской Народной Республики. Определенно, если бизнесу пора переходить на международный уровень, то Китай является одним из самых оптимальных вариантов и как рынок сбыта, и как производственная и ресурсная база, и как огромная закупочная платформа. Тем не менее, если по каким-то причинам инвестор предпочитает не проводить регистрацию компании в Китае, но желает воспользоваться возможностями этого рынка, самой достойной и близкой альтернативой является Гонконг. Регистрация компании в этой юрисдикции будет полезна, если бизнес оперирует экспортом товара из Китая через буферную зону Гонконга.

Также читайте «Предпочтения китайских инвесторов в украинском бизнесе«, «3 важных факта о Китае, которые вдохновляют украинских аграриев«